Russian English

Представителям органов власти необходимо вести диалог в соцсетях, а не только публиковать парадные пресс-релизы

Сетевая лаборатория общественного контроля беседует с Семеном Симоновым, правозащитником из Сочи

– Как вы связаны с общественным контролем

– В 2012 году, спустя год после принятия закона «О полиции», по инициативе гражданских активистов из разных регионов России проведен День проверки документов. Акция была связана с тем, что в новом законе предусматривалось наличие у сотрудников полиции нагрудных знаков, но практика отличалась — нагрудные знаки носили очень немногие полицейские. В Сочи я решил заняться организацией этой акции и в тот же день, что и по всей стране, я и ещё несколько активных сочинцев вышли проверять наличие нагрудных знаков. Акция дала результаты, так как сотрудников полиции ими, наконец, обеспечили. Позже я стал посещать с целью осуществления гражданского контроля отделы и другие стационарные места несения службы полицейскими. Поддержал Дни проверки отделений и кампанию «Гражданин и полиция». Так же участвовал в наблюдениях Объединенной группы общественного наблюдения на массовых публичных мероприятиях, помогал членам Общественной наблюдательной комиссии по Краснодарскому краю в организации их деятельности и вместе с ними посещал места принудительного содержания. В этом году стал участником кампании «Суд глазами граждан» и решил заняться разработкой методик гражданского контроля по некоторым направлениям. Некоторые из моих рекомендаций уже используются в гражданском контроле за деятельностью полиции, в том числе, отделов по вопросам миграции.

– Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?

– Сейчас на первое место вышли мобильные приложения. Они есть почти у каждого с собой и в любое время, что может быть полезно как способ фиксации данных. С их помощью можно сделать фотографии, записать видео или звук, а также быстро опубликовать сообщение или ещё каким-то образом отметить своё взаимодействие с органами власти. Учитывая, что предложений по мобильным приложениям очень много, должны быть такие, которые не просто собирают информацию, но и служат ориентиром для органов власти в том, в каком направлении им улучшать свою работу. Если люди будут видеть, что с их помощью что-то меняется, например, становится легче (без очередей) попасть на приём в отдел по вопросам миграции, то они будут пользоваться таким приложением.

Кроме того, необходимо чтобы органы власти вели диалог в социальных сетях, а не только публиковали положительные пресс-релизы. Важно, чтобы они затрагивали проблемы, готовы были критично относиться к деятельности своих сослуживцев и обращались к гражданам за помощью в решении существующих проблем.

Сейчас в некоторых коммерческих организациях появилась возможность не вставая с места нажав на кнопку поставить положительную или негативную оценку по итогам получения услуги. Государственные органы могли бы использовать аналогичную технологию. Кроме того, полезно, когда на столах установлена видеокамера, что даёт возможность фиксировать всё происходящее взаимодействие между гражданином и лицом, ответственным за предоставление услуги. Вопрос с видеокамерами в отделах полиции (и не только) так же актуален, поскольку они не везде установлены, не предусмотрена ответственность на случай их неработоспособности, не регламентированы доступ к ним представителей общественности и сроки хранения записей (очевидно, они должны быть не менее 5-6 мес.).

 

– Откуда можно привлечь финансирование и нужно ли оно?

– Гражданский контроль — не должен быть сферой деятельности какой-то привилегированной группы людей. Это право и обязанность каждого гражданина. Так что он должен выстраиваться на некоммерческой основе. При этом, при проведении просветительских кампаний, выездных акций, производстве издательских материалов, и других случаев, когда требуются значительные расходы, могут привлекаться средства в виде пожертвований, финансирования со стороны фондов. В перспективе, полагаю, можно рассчитывать на субсидии государства, однако, пока что для гражданского общества это не самый надежный источник, а может быть даже опасный, поскольку может повлечь неправомерное преследование. 

– Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?

– При проведении кампаний по гражданскому контролю в Сочи я обратил внимание на заинтересованность представителей органов власти в проведении акций по гражданскому контролю и обсуждении итогов. Мы встречаемся накануне таких акций или после проведения и к предложениям граждан относятся достаточно внимательно. Очевидно, проблемы есть, но многие из них требуют действий не на местном или региональном уровне, а со стороны федерального руководства либо со стороны органов местного самоуправления. Тем не менее, от самих сотрудников органов власти зависит в каких условиях они работают и как относятся к гражданам. Мы посещали отделы полиции, которые финансируются одинаково, но при этом, в одних наблюдали игнорирование или попытки уйти от ответа в связи с плохим состоянием отдела и неготовностью стать открытыми и доступными для граждан, а в других сотрудники своими силами приводили все в порядок, выполняли требования законодательства и ведомственных приказов и мы были очень благодарны им за такое отношение.

– Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного контроля?

– Сегодня при федеральных и территориальных органах исполнительной власти созданы Общественные советы. Кроме того, так же на разных уровнях есть Общественные палаты. Помимо них, создаются комиссии с участием представителей общественности или исключительно из них, такие как Общественная наблюдательная комиссия. При их независимости от органов власти и желании членов действовать в интересах общества, прав и свобод человека и гражданина, можно было бы говорить о них как эффективном средстве контроля, однако, пока что это скорее мечта, потому что большинство членов этих институтов не пользуются доверием граждан.

Учитывая это, гражданскому обществу необходимо идти в направлении формирования различных инициатив гражданского контроля, которые бы позволили гражданам развивать навыки взаимодействия между собой и между гражданами и органами власти.

Такие инициативы как ОГОН, кампании День проверки отделений, «Гражданин и полиция», «Суд глазами граждан» этому способствуют.

– Какие планы по общественному контролю на ближайший год?

– Планирую принимать участие в мониторинге деятельности полиции, судов, других органов власти; продолжать просветительскую деятельность в сфере защиты прав человека и гражданского контроля; разработать методики контроля в некоторых сферах и принять участие в доработке уже существующих.

 

– 25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?

– Планирую встретиться с участниками форума из других регионов и узнать об их опыте гражданского контроля и положительных результатах деятельности.   Надеюсь, что мы сможем развивать сотрудничество внутри региона и межрегиональное, проводить совместные акции и поддерживать друг друга в качестве экспертов и информационно. Как бы банально это не звучало, но репосты и лайки в социальных сетях тоже важны, так что про это минимальное выражение поддержки не стоит забывать. Кроме того, я надеюсь, что публикации в интернете и устные сообщения на гражданском форуме об успехах деятельности здесь, в Сочи, смогут послужить примером для гражданских активистов из других городов. Например, недавнее решение прокуратуры в Сочи, результатом которого должен стать демонтаж клеток в стационарных постах полиции. Я надеюсь, что участники форума возьмут это в пример, посетят стационарные посты полиции в своих городах и узнают, есть ли такое нарушение там.

Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека

В преддверии Общероссийского гражданского форума, который пройдет в Москве 25 ноября 2017 года, Сетевая лаборатория общественного контроля провела серию интервью о проблемах общественного контроля в России

7.11.2017

МХГ в социальных сетях

  •  

Права человека в России Казанский Правозащитный Центр Фонд 'Общественный Вердикт' Молодежное Правозащитное Движение Комитет за гражданские права Движение «За права человека» Фонд ИНДЕМ Комитет против пыток Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р Общественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателей     

© Московская Хельсинкская Группа, 2015-2018. 16+

Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов