Russian English

В Рязани прошел семинар по гражданскому контролю за полицией

Фото: Егор Колотов

16–17 декабря в Рязани прошел семинар по гражданскому контролю. Его провели сотрудник Московской Хельсинкской Группы, участник Объединенной группы общественного наблюдения Николай Кретов и участница Молодежного Правозащитного Движения и Объединенной группы общественного наблюдения (ОГОН) Александра Пинтелина.

Семинар презентовал опыт Объединенной группы общественного наблюдения в сфере контроля за действиями сотрудников полиции. Программа была поделена на два блока: теоретический и практический.

В ходе первой части семинара участники узнали про ОГОН, ее цели, принципы, направления работы. Затем был представлен опыт контроля действий сотрудников полиции на улице, а также опыт проверок отделов полиции на открытость и доступность.

Отдельное время ведущие уделяли интерактивным упражнениям, а также знакомству участников – одной из целей мероприятия было появление группы гражданских наблюдателей из числа участников семинара.

Во второй день участникам было предложено практическое занятие – они провели мониторинг соблюдения сотрудниками полиции статьей 5 и 25 закона о полиции, а после поделились итогами и построили дальнейшие планы действий для решения выявленных проблем.

Итоги мониторинга работы сотрудников полиции Рязани:

В мониторинге приняло 4 участника тренинга и эксперты тренинга.

Формат мониторинга заключался в:

- визуальном осмотре формы на предмет наличия нагрудного знака;

- непосредственном общении с сотрудниками;

- с целью контроля исполнения полицейскими п.4 и 5 ст. 5 Закона “О полиции”: “...4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. 5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса…” (Источник: http://zakonopolitsii.ru/glava-2/statya-5) .

Результаты мониторинга:

1. Вокзал Рязань -1. Сержант полиции Коломойцев Александр Владимирович, нагрудный знак № 003394. Представился.

2. Вокзал Рязань-2. Линейный отдел. Зайцев Денис Сергеевич, нагрудный знак № 001597 УТЦ. Представился.

3. Вокзал Рязань-1. Время 12:44. Полицейский при исполнении, нагрудный знак № 003399 Представился неразборчиво, повторить отказался.

4. Первомайский проспект на участке между ост. Вокзальная и пл. Победы. Время 13:20. Лейтенант полиции Бояркин Владислав Викторович, нагрудный знак № 001936 РЯЗ. Старший сержант полиции Переплетчиков Сергей Валерьевич, нагрудный знак № 001746 РЯЗ.

Оба представились, а также показали удостоверения сотрудников полиции. Потом попросили волонтеров показать паспорта. На основании какого закона было предъявлено данное требование, пояснить отказались. Дальше сослались на то, что есть “ориентировка”, под которую подходят волонтеры. ”Ориентировку” зачитали: двое, один в черной куртке на белой машине. Несмотря на то, что “ориентировка” была очень широкой и то, что у волонтеров не было машины, сотрудники полиции доставили волонтеров в опорный пункт (ОП) на пл. Победы для установления личности и проверки, не находятся ли волонтеры в розыске.

При задержании сотрудники полиции не выполнили обязательства, описанные в ФЗ “О полиции” гл. 4, ст. 14, п. 3 (не были зачитаны и разъяснены права задержанных).

После доставления в ОП волонтеров попросили подписать “Протоколы о доставлении в отдел полиции №3 (по обслуживанию Железнодорожного района) УМВД России по г. Рязани”, на которых нужно было поставить “Подпись нарушителя”. При этом по указанному в протоколе адресу волонтеры доставлены не были, они находились в ОП на пл. Победы г. Рязани.

Волонтеры, которых “доставили в отдел полиции”: Лекримов Павел Викторович, Колотов Георгий Владимирович.

На вопрос, почему, не являясь нарушителями, нужно ставить подпись, что ты нарушитель, сотрудники полиции ответили, что у них нет других бланков.

В это время в ОП зашел сотрудник полиции, назвавший себя “ответственным”. Его имя волонтёры не запомнили. Сотрудник был без нагрудного знака, удостоверение показать отказался. На все вопросы отвечал, что если есть вопросы, “можете обратиться с заявлением в отдел полиции на Строителей, 6”.

Отдельно хочется отметить, что волонтёры первыми подошли к сотрудникам полиции. Сообщили о проводимом мониторинге. Сложно предположить, что такие действия совершили бы преступники, угнавшие машину. После подписания протоколов волонтеров отпустили. Фото протоколов прилагается к отчёту.

Также в ОП была зафиксирована тесная “клетка” для задержанных. Позже другая группа наблюдателей зафиксировала помещение в данную “клетку” женщины, остановленной для проверки документов. Основанием для проверки документов женщины, по словам полицейских, послужила её внешность.

 

По итогам мониторинга наблюдатели зафиксировали соблюдение большинством сотрудников норм, указанных в пункте 5 статьи 25 Закона “О полиции”. Также отмечаем вежливость большинства сотрудников, оказавшихся в поле зрения общественных контролеров, их готовность к разговору и поддержку идей гражданского контроля. Просим выразить благодарность Коломойцеву Александру Владимировичу и Зайцеву Денису Сергеевичу.

Однако, общественные контролеры зафиксировали сложности с соблюдением норм статьи 5 Закона “О полиции”, а именно пунктов 4 и 5. Некоторые сотрудники полиции оспаривали необходимость представиться, в случае, когда к ним обратился гражданин, соглашаясь на это лишь после указания на конкретную норму закона. А также был зафиксирован случай отказа представиться и показать удостоверение сотрудником полиции (“ответственный” из ОП на пл. Победы).

Просим обратить внимание на важность соблюдения данных норм. Также вынуждены отметить, что ряд сотрудников полиции, контакты с которыми состоялись во время мониторинга, недостаточно осведомлены о положении пункта 2 статьи 13 Закона “О полиции”, в котором перечислены исчерпывающие основания для проверки документов, удостоверяющих личность.

 

Также по результатам мониторинга общественные контролеры сформулировали ряд вопросов. Просим вас ответить на них:

1. Что такое “ориентировка”? Как в соответствии с нормами права называются “ориентировки”? Каким требованиям они должны соответствовать? (В Законе “О полиции” данного термина мы не нашли).

2. Достаточно ли весьма общей “ориентировки” для доставления граждан в отдел полиции? Не являются ли слишком общие и неопределенные “ориентировки” недостаточно весомым основанием для ограничения прав и свобод человека?

3. На основании какого нормативно-правового акта существуют опорные пункты, подобные тому, что расположен на пл. Победы? Как они официально называются?

 

Отчёт подготовили участники инициативной группы по мониторингу: Колотов Георгий, София Иванова, Николай Кретов, Александра Пинтелина, Дмитрий Володько, Павел Лекримов, Инна Старченкова, Максим Наумов

МХГ в социальных сетях

  •  

Права человека в России Казанский Правозащитный Центр Фонд 'Общественный Вердикт' Молодежное Правозащитное Движение Комитет за гражданские права Движение «За права человека» Фонд ИНДЕМ Комитет против пыток Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р Общественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателей     

© Московская Хельсинкская Группа, 2015-2018. 16+

Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов