Russian English

Обнародованы итоги проверок отделений полиции в Москве в 2017 году

С 15 августа по 15 октября 2017 года в Москве проходила кампания «Дни проверки отделений». За два месяца наблюдатели ОГОН (Объединенная группа общественного наблюдения) проверили 42 отделения полиции в Северном, Северо-Восточном и Северо-Западном административных и округах. Они смотрели, насколько отделения полиции открыты и доступны для граждан: есть ли пандусы, вся ли необходимая информация имеется на стендах, удобно ли писать заявления в местах для граждан и т.д.

Отчет с таблицами можно посмотреть здесь.

Информация о подразделениях в Интернете

Адреса и телефоны

В 90% случаев на сайте районного УМВД/ ГУ МВД указан актуальный адрес (совпадающий с фактическим), в 10% (5 ОВД) обнаружились неточности (неполное название улицы или неправильный номер дома). Наблюдатели нашли все телефоны ОВД, однако в 14% случаев (6 ОВД) номера были неактуальными (на звонок не отвечали/в номерах были перепутаны цифры).

Информация о начальстве

На сайте районного УМВД в целом везде указаны должность, звание и ФИО начальника подразделения, но иногда не на главной странице, то есть информацию приходилось искать в других местах сайта. С такой ситуацией наблюдатели столкнулись в отношении 14 ОВД (33%). Стоит отметить, что также на сайте районного УМВД/ ГУ МВД можно найти графики приема начальников, однако они не всегда обновляются вовремя. Так, участники ОГОН отмечали, что в некоторых случаях графики были указаны за прошлый месяц.

Отчеты о работе

На сайте районного УМВД есть информация о деятельности подразделения в отчетах УМВД УУП за последний года, а именно - 2016 год. Новости о подразделениях находятся на главной странице, информация о конкретных ОВД ищется на сайте через поиск.

Доступность ОВД

На пути к подразделениям указатели есть только в 35% случаев. Многие отделения сложно найти, особенно в ночное время суток. В 87% случаев есть возможность припарковать автомобиль на расстоянии 50 метров от входа. КПП на входе присутствует у 66% ОВД. В 52% отделений входная дверь открывается свободно, можно попасть к дежурному без звонка. В 12 % наши наблюдатели не смогли определиться и заполнить графу. Возможно, кнопка была в наличии, но дверь при этом открывалась самостоятельно. Звонок находится на приемлемом для посетителей с ограниченными возможностями передвижения уровне в 78%, в 12% наблюдатели не смогли определиться. При этом вход, доступный для посетителей с ограниченными возможностями передвижения, есть только в 42% отделений, в 9% наблюдатели не смогли определить эту возможность. Внутри подразделений возможность передвижения для таких граждан, обеспеченная лестницами и лифтами, есть лишь в 21 % случаев, и в 26% наши наблюдатели не смогли уверенно определить эту возможность.

Пандусы на входах в подразделения есть в 33% случаев, в 31% случаев наши наблюдатели не смогли определиться с ответом (в некоторых случаях пандусы были ненормированного уклона или в них не было необходимости). Дверь при открытии не перекрывает проход с пандуса в 33% ОВД. В 28% подразделения доступны для людей с ограничениями по зрению и в 42% случаев доступны для людей с ограничениями по слуху. В 5% случаев наблюдатели не смогли заполнить эту графу, в том числе и потому что сотрудники отказались обсуждать с нами эти возможности, а самостоятельно определить не удалось.

В 92% случаев на входе просят предъявить документы и в 87% случаев производят досмотр вещей. Внутри в 85% случаев техническое и санитарное состояние помещения удовлетворительно, в 3% - нет. Туалеты доступны для посетителей в 92% случаев. Техническое и санитарное состояние этих помещений удовлетворительно в 82% отделений. Мыло есть в 87% ОВД, в 25% имеются полотенца, в 66% - туалетная бумага. Туалеты доступны для посетителей с ограниченными возможностями передвижения (отсутствуют пороги, ширина двери достаточная, есть перила) лишь в 33% случаев.

Открытость ОВД

При мониторинге информационных стендов наблюдатели проверяли как сам факт наличия информационных стендов, так и их доступность для граждан, в частности, возможность без усилий прочитать представленную информацию, а также содержание этой информации на предмет полезности и актуальности для людей, которые могут оказаться в отделе полиции по разным причинам и с разными целями.

Во время визитов наблюдателей выяснилось, что в 100% отделений информационные стенды есть в наличии и в 86% они хорошо освещены, к ним можно без препятствий подойти, а тексты на них доступны любому человеку вне зависимости от роста и остроты зрения.

Однако в 6 отделах наблюдатели отметили такие недостатки, как слишком мелкий шрифт, плохое качество печати, слишком высокое местоположение, плохое освещение стенда, а также проблемы с доступом к нему: в одном из отделов невозможно подойти к стенду, если другой человек пишет заявление.

По критерию наличия информации о территории, которую обслуживает данный отдел, данные разделились почти поровну: в 20 отделениях такая информация указана, но в чуть более чем в половине случаев никаких данных о том, какие районы находятся в компетенции этого отдела, нет.

Во всех отделениях, кроме четырех, на стендах есть контакты дежурной части районного УМВД, а телефоны подразделения собственной безопасности указаны только в 35 случаях из 42.

Также в 35 случаях наблюдателям удалось найти на стендах телефоны федеральной и региональной «горячей линии МВД».

Лишь в 12 из 42 посещенных отделов на информационных стендах указаны актуальные телефоны, электронные и почтовые адреса Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка (федеральные и региональные). Вообще не указано никаких контактов уполномоченных в 18 ОВД, в 6 отделах такая информация присутствует не в полном объеме, а еще в 6 анкетах наблюдателей напротив данного пункта стоит прочерк, что может говорить о том, что даже если контакты Уполномоченных и были в наличии, увидеть и найти их совсем не просто.

Значительно лучше представлена информация об ОНК: актуальные контакты есть в 29 отделах, в 7 отделах таких данных на стендах, по оценке наблюдателей, точно нет, и в еще 5 случаях в анкетах поставлен прочерк, что означает, что нужная информация возможно в отделах присутствует, но увидеть ее сразу – проблематично.

Также в 29 отделах указаны работающие телефоны и электронные адреса дежурного прокурора и районной и региональной прокуратуры. В остальных случаях наблюдатели не нашли никаких упоминаний об этом надзорном органе.

Немного чаще (в 32 из 42 случаев) встречаются контакты регионального общественного совета при МВД. Но в 10 из посещенных отделов такой информации на стенде нет.

Почти в двух третях случаев (26 и 27 отделов) на стендах есть информация о присутствии членов Общественных советов при приеме граждан (график встреч) и о порядке подаче заявлений (обязательность выдачи талона КУСП, сроки рассмотрения заявления, и т.д.).

Но в трети случаев этой информации в доступных для граждан местах нет.

И наоборот: только в трети ОВД наблюдатели нашли на стендах информацию о том, что делать, если не приняли заявление, и как обжаловать действия сотрудников полиции.

Всего в 16 и 12 соответственно случаев есть четкая инструкция с контактами на этот счет.

Немного чаще встречается информация о правах задержанных: в 17 отделах есть выдержки из нормативных актов на этот счет, но их нет в 25 случаях из 42, что составляет почти 60% от общего числа посещенных ОВД.

В 30 случаях на стендах есть плакат о том, что можно подать заявление в полицию через интернет, и кратко показано, как это сделать.

Ровно в одной трети отделений отсутствует информация о деятельности подразделения.

В остальных случаях она есть в том или ином виде: показан уровень преступности в данном районе, есть данные о местах и степени тяжести совершаемых преступлений, количестве возбужденных дел, раскрытых преступлений, почти всегда при входе находится стенд «Их разыскивает полиция».

Корректные данные о руководстве отдела указаны в 38 отделах: они совпадают с информацией на сайте МВД.

В остальных случаях данные указаны ошибочно: либо не совпадают с сайтом, либо есть неточности. Например, в одном отделении вместо контактов начальник ОВД указаны контакты начальника УВД.

График приема граждан начальником отдела указан во всех отделениях и кроме одного случая он совпадает с информацией на сайте МВД.

Образец заявления можно найти в 38 отделах из 42. В 4 отделах на информационном стенде его найти не удалось.

Одним из наиболее частых разногласий между наблюдателями и полицейскими, как и в прошлом году, стал вопрос о проведении фото- и видеосъемки в ОВД. В некоторых отделениях сотрудники не обращали внимание на фотосъемку информационных стендов и помещений. В других случаях наблюдателям приходилось цитировать Конституцию и закон “О полиции”, гарантирующие право фотографировать доступные для граждан помещения ОВД. Кое-где сотрудники полиции ссылались на внутренние распоряжения, запрещающие съемку.

В одном ОВД наблюдателям запретили снимать помещение туалета, утверждая, что это служебное помещение. На вопрос наблюдателей, почему туалет для граждан считается служебным, сотрудник ответил, что гражданин может попасть туда только в сопровождении полицейского.

Места для граждан

Отдельное помещение для написания заявлений и приема граждан имеется только в половине проверенных отделений. В каждом десятом ОВД место для письма недостаточно освещено. Достаточно столов и стульев в 27%. В каждом пятом отсутствуют бланки заявлений, юридическая литература, а также бумага и ручки в открытом доступе. Корзина для мусора и питьевая вода есть только в шести отделениях из 42 (14%).

Наблюдатели не увидели аптечку в каждом десятом ОВД.

В трети отделений отсутствует кондиционер или иная система охлаждения и нагревания воздуха.

В трех отделениях наблюдатели зафиксировали невежливое отношение полицейских.

Работа сотрудников подразделения

В 86% отделений все сотрудники полиции носят форму. Нагрудные знаки есть у 90% оперативных дежурных. Все сотрудники носят нагрудные знаки в 69% отделений.

В 15% ОВД нет зоны отдыха для сотрудников, в 5% отсутствует психолог.

Наиболее частые жалобы и пожелания сотрудников полиции

Недостаточное количество людей в штате, приводящее к переработкам.

Здание отделения полиции не соответствует современным требованиям (старое, без ремонта и т.д.).

Недостаточное финансирование. Отдельно выделяют нехватку бумаги, которую приходится покупать на свои деньги.

Большое количество бумажной работы.

Рекомендации

Информация о подразделениях в Интернете

Проверить адреса и телефоны на актуальность.

Оперативно обновлять информацию на сайтах УМВД (графики приема, изменения и т.д.).

Привести все страницы ОВД к единому стандарту (например, везде указывать должность и звание начальников в одном месте).

Оформить наглядно информацию о “телефонах доверия” и “горячей линии МВД России” на входах в здания подразделений полиции в соответствии с п. 6.4 Приказа МВД РФ от 22 августа 2012 г. № 808 “О создании системы “горячей линии МВД России”.

Доступность отделов полиции

Установить указатели от остановок транспорта до отделений.

Сделать светящиеся таблички “Полиция”.

Оснастить все отделения пандусами для людей с инвалидностью.

Чётко и понятно регламентировать пропускной режим граждан, так, чтобы каждый мог ознакомиться с соответствующим документом.

Информационные стенды

Сделать стенды более удобными для чтения (не вешать листы с информацией слишком высоко, не печатать мелким шрифтом).

Обеспечить хорошее освещение для чтения.

Представить информацию о правах и обязанностях сотрудников полиции и о правах и обязанностях граждан.

Во всех ОВД представить информацию о том, как обжаловать незаконные действия сотрудников полиции.

Указать актуальные телефонные номера дежурной части, УСБ, Общественного совета, ОНК, прокуратуры, региональных и федеральных Уполномоченных по правам человека (и отдельно – ребенка).

Внутри отдела

Положить аптечки на видное место, чтобы в случае необходимости можно быстро и легко достать их.

Сделать указатели к туалетам и соответствующие значки на них.

Обеспечить отделения кулерами.

Обеспечить ОВД столами, стульями и письменными принадлежностями те ОВД, в которых наблюдается недостаток этих вещей.

Перестать противодействовать фото- и видеосъемке в доступном для граждан пространстве.

Улучшение условий работы полицейских

Создать комфортные и удобные условия работы для сотрудников (провести Интернет, обеспечить помещение кулерами, хорошей вентиляцией, территорию ОВД - парковками). Обеспечить отделения необходимой оргтехникой (компьютеры, принтеры).

Провести ремонт зданий или выделить новые помещения для ОВД, где это требуется.

Оптимизировать нагрузку на сотрудников полиции.

В тех ОВД, куда наблюдателям удалось пройти, благодарим сотрудников полиции за вежливость, с которой они, как правило, общались с наблюдателями, готовность к сотрудничеству и открытость для граждан. Также наблюдателям запомнились ОВД, которые отремонтировали в соответствии с требованиями по доступной среде для людей с инвалидностью: теперь в таких отделениях есть хорошие пандусы и даже специальное оборудование для помощи в передвижении.

МХГ в социальных сетях

  •  

Права человека в России Казанский Правозащитный Центр Фонд 'Общественный Вердикт' Молодежное Правозащитное Движение Комитет за гражданские права Движение «За права человека» Фонд ИНДЕМ Комитет против пыток Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р Общественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателей     

© Московская Хельсинкская Группа, 2015-2018. 16+

Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов