Russian English

Должна быть отдельная статья, говорящая о пытках как о преступлении

В ФСБ и МВД считают, что в Уголовном кодексе РФ не нужна отдельная статья о пытках. Об этом говорится в отзыве на соответствующие рекомендации президентского Совета по правам человека. Там же отмечается, что сегодня пытки могут быть квалифицированы по нескольким статьям УК РФ. Журналисты издания SALT.ZONE попросили директора фонда «Общественный вердикт», лауреата премии Московской Хельсинкской Группы Наталью Таубину прокомментировать выводы силовиков.

– Я, безусловно, являюсь сторонником того, чтобы в Уголовном кодексе пытки как отдельный состав преступления были криминализированы. То есть должна быть отдельная статья, говорящая о пытках как о преступлении.

Практически все дела, которые, по сути, являются пыточными в понимании 3 статьи [«запрещение пыток»] Европейской конвенции о защите прав человека, у нас проходят как часть 3 статьи 286 — «превышение должностных полномочий с применением насилия». При этом еще есть статья 302 УК РФ [«принуждение к даче показаний с применением насилия, издевательств или пытки»], но глядя на статистику — статья практически мертвая. Там в год, в лучшем случае, единицы дел. В ФСБ еще ссылаются на пункт «д» части 2 статьи 117 УК [«истязание с применением пытки»], но пусть они хотя бы один приговор приведут в пример, когда по этой статье был привлечен сотрудник правоохранительных органов. По структуре нашего Уголовного кодекса должностные преступления по этой статье совершенно не рассматриваются.

Безусловно, необходимо выделить пытки в отдельную статью. Тут вопрос даже не в том, что невозможно привлекать сегодня за совершенное преступление в виде пыток. По 286 статье привлекать можно, и мы привлекаем. Но если мы говорим о том, в какой степени пытки сегодня распространены в России, то у нас нет возможности ссылаться на государственную, на официальную статистику, поскольку по 286 статье привлекаются не только правоохранительные органы. Там не только, получается, пыточный состав. Когда рассматривается, например, доклад РФ в комитете ООН против пыток, и члены комитета спрашивают про статистику, чтобы понять уровень распространенности пыток в стране, члены российской делегации не в состоянии ответить. И даже признают, что ввиду отсутствия отдельного состава говорить об официальной статистике распространения пыток в стране не представляется возможным.

Это же [отзыв силовиков на инициативу СПЧ] не конец истории. Отзывом со стороны ФСБ и МВД не закрывается возможность внесения в Уголовный кодекс отдельной статьи за пытки. Если с этой инициативой, о введении отдельной статьи о пытках, выступает Совет по правам человека при президенте РФ, то задача СПЧ дальше вести работу, в том числе в рамках переговорного процесса — с обладателями законодательной инициативы. Объяснять им важность и необходимость введения такой нормы, а также добиваться внесения соответствующего законопроекта.

Напомним, после обнародования информации о пытках в ярославской колонии № 1 «Общественный вердикт» инициировал создание коалиции #БезПыток. К ней присоединились редакция «Новой газеты», ПЦ «Мемориал», «Команда 29», движение «За права человека», Московская Хельсинкская Группа и другие организации. Летом коалиция подготовила пакет срочных тезисных мер, необходимых для того, чтобы в стране заработал эффективный механизм предотвращения пыток в местах лишения свободы.

По словам Натальи Таубиной, сейчас члены коалиции #БезПыток более детально прорабатывают эти меры, чтобы уже к концу февраля направить предложения в соответствующие ведомства — во ФСИН, представителям законодательной власти и так далее.

Источник: Salt.Zone, 30.01.2019

МХГ в социальных сетях

  •  

Права человека в России Казанский Правозащитный Центр Фонд 'Общественный Вердикт' Молодежное Правозащитное Движение Комитет за гражданские права Движение «За права человека» Фонд ИНДЕМ Комитет против пыток Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Р Общественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателей     

© Московская Хельсинкская Группа, 2015-2019. 16+

Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов