Russian English

Пределы полномочий прав граждан при осуществлении общественного контроля за полицией

Андрей Бабушкин, руководитель Комитета за гражданские права, зампредседателя Общественного совета ГУ МВД по г. Москве, член Совета по правам человека при президенте РФ, лауреат Премии МХГ в области защиты прав человека:

Граждане как субъекты общественного контроля за полицией (проект рекомендации ПК № 10 СПЧ).

В соответствии с приказом МВД РФ от 2 августа 2012 г. № 754 «О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту» члены общественных советов при органах внутренних дел имеют право посещения органов внутренних дел.

Вместе с тем данный порядок не умаляет прав иных участников общественного контроля, так как не содержит ограничительных или запретительных мер в сфере общественного контроля для других субъектов такого контроля.

Так, в соответствии со статьей 50 Федерального закона 3-ФЗ «О полиции» граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Таким образом, именно граждане по смыслу ст. 8 Федерального закона «О полиции», в соответствие с которой «деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций,  — граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, вправе осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции.

Соответственно, граждане как субъекты общественного контроля осуществляют общественный контроль за теми сторонами деятельности полиции, которые открыты, без разрешения соответствующих должностных лиц, и за теми сторонами деятельности полиции, доступ к которым не является свободным, — с разрешения должностных лиц, которое те дают по своему усмотрению.

Таким образом, никаких препятствий для осуществления гражданами общественного контроля за деятельностью полиции в действующей правовой системе Российской Федерации не имеется.

А. В. Бабушкин

Источник: an-babushkin.livejournal.com, 13.07.2021

МХГ в социальных сетях

  •  

Комитет против пыток Права человека в России Фонд 'Общественный Вердикт' Комитет за гражданские права Движение «За права человека» Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - РОбщественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателей

© Московская Хельсинкская Группа, 2015-2020. 16+